posterrr (posterrr) wrote,
posterrr
posterrr

По Браилову вместе с Чайковским

Браилов -- это чУдное местечко (буду называть его именно "местечком", а не поганым совковым определением ПГТ - "поселок городского типа")... Так вот, Браилов -- это чУдное местечко, живописно расположившееся среди замечательных природных красот Подолии.

О нём я уже делал запись, но такой замечательный городок заслуживает большего, нежели один только пост в жж. Шутка ли - здешними красотами неоднократно вдохновлялся Петр Ильич Чайковский. И не только вдохновлялся, но и подробно излагал свои впечатления от Браилова в переписке с хозяйкой имения Надеждой фон Мекк.
Теперь же письма выдающегося композитора будут служить нам своеобразным путеводителем по Браилову.

Тем более, есть особый повод: как раз в эти дни, с 11 по 16 мая, в Виннице и Браилове проходит ХІІ Международный фестиваль им. П.И.Чайковского и Н.Ф. фон Мекк


А пока вместе с Чайковским получаем приглашение от Надежды фон Мекк:
"У меня есть желание, чтобы Вы побывали в том месте, которое я так люблю, в которое я всегда стремлюсь сердцем, в котором есть для меня много дорогих воспоминаний, – в нашем Браилове."

Не правда ли, от такого предложения невозможно отказаться? :)
Так что собираемся в дорогу, и по пути следования в железнодорожном вагоне изучаем общие сведения о Браиловском имении в изложении хозяйки Надежды Филаретовны:

"Браилов стоит три миллиона и дает дохода (валового) шестьсот тысяч, из них четыреста тысяч сахарный завод и двести тысяч экономия, но ведь все это в Браилове же и поглощается. У меня есть один знакомый, который говорит, что “Браилов - это маленькое государство”, и это очень метко, потому что там действительно все ведется на государственную ногу и дефицит, так же как у нас в России, в государственном бюджете"


1.

Слово Петру Ильичу Чайковскому:
"Проснулся, уже подъезжая к Браиловскому полустанку, в виду Вашего именья. Налево от пути в поле работал паровой плуг.""

От станции "Браилов" до имения фон Мекк порядка получаса неспешной прогулки через лесок.
2.

"Усадьба превзошла далеко все то, что в моем воображении рисовалось, когда я думал о Браилове. Я в совершенном восторге от дома, красивого и снаружи и столь поместительного, удобного, хорошо устроенного, с его высокими комнатами и большими окнами, с его чудным убранством, с его картинами, статуями, инструментами и т. д."

К сожалению, в наши дни не найти и следа от былой дворцовой роскоши. В помещениях бывшего хозяйского дома расположилось профтехучилище, а шикарно меблированные спальни, кабинеты и гостиные уступили место учебным классам со стандартным казенным инвентарем.
Единственный маленький островок ХІХ века сохранился в небольшой "дворцовой башенке", где поместился музей Чайковского и фон Мекк.
3.

Работники музея утверждают, что в этой башенке размещался рабочий кабинет Надежды Филаретовны, хотя позволю себе усомниться в этой версии. Дело в том, что башенка эта принадлежит не главному дому, а боковому флигелю. Более вероятно, что здесь размещалась малая гостиная (веранда-гостиная), или же вообще домовая церковь.

4.

Сам музей особо не выдающийся, но занимательный и уютный. Здесь находятся набор предметов и мебели ХІХ века, пианино, скульптура Чайковского и "музыкальная библиотека" -- старинные нотные издания времен Российской империи.
Плата за вход сугубо символическая. Только учтите, что понедельник со вторником выходные.

Впрочем, главной достопримечательностью усадьбы фон Мекк является не дворец, или уцелевшие предметы старины в музее, а роскошный ландшафтный парк.

5.

"Сад великолепен по жирности, густоте растительности, в иных местах до того богатой, что образовался целый маленький зеленый лес из высоких сочных и пахучих трав. Есть группы деревьев необычайно красивых!"

"Был встречен приятным сюрпризом. Марсель приготовил мне чай в беседке посреди пруда. После чаепития мы ловили удочкой карасей..."
Эх, восстановить бы беседку посреди пруда...

6.

Вы садитесь на моей любимой скамье в отдаленной аллее в тени, и там уже чего, чего не передумается, пока сознание окружающей природы не прервет этих дум, не охватит таким сладко-томительным чувством, что невольно вырвется: “Боже мой, как хорошо!”

7.

"Утром, гуляя по саду, я полюбопытствовал войти в какие-то ворота, потом перелезть через канаву и был вознагражден за это. Передо мной открылся маленький квадратный лесочек, который, по расспросам, оказался местом, где прежде были строения и сад ксендзов, как выразился старичок-сторож. Я немедленно пошел туда и был совершенно восхищен этим местом. В двух шагах от дома тенисто, уютно, словом, это будет, кроме сада, местом моей ежедневной утренней прогулки. Заходил я также оттуда посмотреть на монастырь; церковь просторная, чистая. но особенного интереса не представляет"

8.

Этот уголок Браиловской усадьбы настолько восхитил Петра Ильича, что он стал навещать его ежедневно, во время своих утренних прогулок:
"Утром после кофе иду гулять в сад и, обойдя его, вхожу в маленькие деревянные ворота, имеющиеся в стене, приблизительно против конюшен, перелезаю далее через ров, и передо мной невдалеке открывается тот одичалый сад, где некогда разгуливали ксендзы и который сделался теперь очаровательным, уютным, тихим уголком, населенным всякого сорта птичьим народом, среди которого перекликания иволги и щелканье соловья выделяются самым очаровательным образом, где, должно быть, несмотря на близость, никто никогда не бывает, ибо дорожки заросли так густо, зелень так свежа и чиста, что можно себя вообразить где-нибудь в далеком лесу.

Здесь я сначала хожу, а потом сажусь где-нибудь в густой тени и провожу таким образом около часу. Ни с чем нельзя сравнить эти минуты уединения среди зелени, цветов, когда прислушиваешься и присматриваешься к той органической жизни, которая проявляет себя хоть и молчаливо и без шума, но громче говорит о беспредельности и бесконечности, чем грохот мостовых и вся суета городской жизни.

В одном из Ваших писем Вы говорили мне, что я не найду в Браилове Gorges du Chauderon и т. п. Мне их не надо. В них более пищи для любопытства, чем для сердца и воображения, больше англичан, чем птиц и цветов, больше усталости, чем наслаждения.

Никогда за границей, среди самых разительных красот роскошной южной природы я не находил тех мгновений святого восторга, восторга от созерцания природы, которые выше даже наслаждений искусством; впрочем, я уже не раз говорил Вам об этом"


9.

Таким был вид из сада ксендзов на монастырь в позапрошлом веке.

10.

Похоже, что конюшни, возле которых Чайковский пробирался в сад ксендзов, сохранились и по сей день.

11.

Хозяйственные шлаконаливные строения профтехучилища довольно органично смотрятся рядом со старинными конюшнями.

12.

Поскольку местечко Браилов не ограничивается одной лишь усадьбой фон Мекк, выходим через парадные врата в город.

13.

За речкой Ров "плывет" среди зеленых волн буйной растительности Троицкий монастырь.

14.

А вот как видел эту местность в "чайковские времена" Наполеон Орда.
Слева, как вы уже догадались, возвышается монастырь, а справа за рекой виднеются флигель с башенкой и сам дворец фон Мекк.

15.

К монастырю мы еще успеем подойти, а пока обратим взор вверх по течению речки на католический Тринитарский костёл. Тем более, что Петр Чайковский отыграл немаловажную роль в его постройке!

16.

"Вчера я имел разговор по случаю разрешения правительством достроить костел, который начат стройкой очень давно и не мог быть окончен вследствие запрещения правительством достраивать.
Теперь разрешение вышло, и ксендз имеет средства довести постройку до конца, но тут являются' затруднения, которые Вы одни, Надежда Филаретовна, можете разрешить.

Около стен костела находятся в настоящее время экономические строения, которые необходимо перенести. Я был в прошлом году в часовне, где происходит католическая служба, и должен сказать, совершенно искренно, что был немножко неприятно удивлен доказательством явного гонения католиков.

Нельзя себе представить ничего более жалкого, как мизерная часовня, не вмещающая в себе и десятой части всех прихожан. Между тем, я в душе всегда был самым решительным поборником полнейшей свободы совести. Нельзя мешать людям молиться по какому бы то ни было обряду.

Вот почему я весьма радуюсь, что ксендз добился разрешения достраивать костел. А так как ксендз не решается беспокоить Вас просьбами, то я возгорелся желанием помочь ему, и поэтому (быть может, очень некстати) беру на себя смелость предупредить Вас, что браиловские католики рассчитывают на Вашу доброту и робко надеются на дозволение перенести экономические строения, мешающие костелу, в другое место."


17.

"От имени ксендза мне была передана благодарность за мое ходатайство перед Вами по поводу костела.

Кроме того, тот же ксендз обращается к Вам через меня с новою просьбой.
В настоящем случае дело состоит в том, что имеется около костела какой-то дом, в котором режут, кажется, скот; и вот этот-то дом ксендз желал бы получить для костельной прислуги.

Итак, милый друг, позвольте опять ходатайствовать перед Вами об удовлетворении желания ксендза, если к тому представляется возможность. Кроме того, ксендз мне же поручает передать Вам его бесконечную благодарность за все, что Вы для костела сделали. Вот-никогда не думал, что мне придется хлопотать о постройке католического храма!"


18.

"Новый костел производит благоприятное впечатление."

В самом костеле во времена Чайковского хранилась особо чтимая местными католиками святыня - чудотворная статуя Иисуса Христа.
Этой статуе в переписке было уделено особое внимание, так как она вызвала споры местного населения со спутником Петра Ильича - Алёшей Сафроновым.
19.

"Необыкновенно весело и забавно было слушать разговор, происходивший между Ефимом, Леоном и Алешей (Сафроновым). Последний прослыл либералом, атеистом и даже, кажется, социалистом.

Разговор начался с того, что я похвалил здание костела, мимо которого мы проезжали. По этому поводу Леон сообщил мне, что здесь большой приход, что сюда приезжают за несколько сот верст и что в кладбищенской капелле имеется чудотворный статуй.

Меня это заинтересовало, и Леон вместе с Ефимом сообщили мне подробности о невероятных чудесах, производимых этой статуей: как одна дама приводила к ней на излечение собаку, как эта дама разлетелась в куски за кощунство, как у статуи росли волоса и т. д.

Последнее обстоятельство возбудило в либерале Алексее целый поток сарказмов, насмешек и эпиграмм, жертвами которых были Леон и Ефим. Последний был необыкновенно комичен в серьезности; с которой он поддерживал действительность чудес статуи, и в упреках, которыми осыпал Алешу за невеpие. Это было необыкновенно забавно!"


Ответ Надежны Филаретовны оказался не менее увлекательным:

"Статуя, о которой они Вам рассказывали, стоит и поныне и действительно творила чудеса до тех пор, пока в один прекрасный день правительство запретило ей делать чудеса и отращивать волосы,-тогда все это прекратилось"

20.

К сожалению, во времена "Союза" чудотворная статуя была вывезена за пределы страны, где её след теряется.
Зато в костеле до сих пор сохранились вотивные дары с полуторавековой историей, которые были принесены прихожанами в дар в благодарность за свои чудодейные исцеления.

21.

Подворье костела ныне украшено современными скульптурами. Кто знает, может некогда они тоже станут чудотворными?

22.

В советские времена помещение костела было переоборудовано в один из цехов сокоморсового завода, так что не удивляйтесь "проходной" на территорию храма.

23.

На территории завода виднеется старинное хозяйственное помещение. Видимо, сокоморсовый завод вырос не на пустом месте, а приспособил под свои цели строения экономии усадьбы фон Мекк.

24.

Напротив костела разместилась библиотека Ривы и Тулы Кемельман. Говорят, что в царские времена здесь размещалась еврейская школа.

25.

Далее переместимся к Троицкому православному монастырю.
Зеленая колокольня пытается замаскироваться среди елок :)

26.

Подходим к монастырским вратам.

"Перед оградой расположились со своими лотками жиды, и один из них, обратясь ко мне, сказал: “А может, Вы хотите хороший бублик?"


27.

Фото-привет из советских времен.

28.

Заходим на монастырское подворье..
Жаль, что мне не удалось побывать здесь во время большого церковного праздника, тогда бы я смог сравнить теперешние времена с описанием в письмах Чайковского:

"Не дождавшись конца обедни, я вышел на монастырский двор, и тут зрелище открылось очень оживленное и любопытное.

Во-первых, мне очень нравится народный здешний костюм. У мужчин он скорее польский, чем южнорусский; в головной прическе цельнее сохранилась древняя традиция, чем в Киевской губернии; у женщин красивые головные уборы; у девушек какие-то шапочки из искусственных цветов и другие более или менее пестрые украшения. Почти у всех великолепные коралловые бусы.

Весь двор был наполнен сидевшими и что-то евшими группами. Слепые играли на своих курьезных лирах и пели канты. Женщины слепые сидели все вместе и пели хором; у некоторых, несмотря на то, что они нищие, были красивые новые платья и коралловые бусы. Выходивший из церкви народ оделял их бубликами и кусками сала и хлеба. Около входа в церковь толпились продавцы и продавщицы разного дешевого товара"


29.

Еще одна фотография монастыря советского периода.

30.

"Был в церкви, в монастыре. Народу как в церкви, так и на монастырском дворе, многое множество. Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента-лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем, Я отчасти воспользовался этим напевом и в первой части моего фортепианного концерта."

31.

"Я подробно рассматривал церковь. Нетрудно заметить, что она была католическим храмом. Это, во-первых, заметно в стиле фресок и икон, не имеющих ничего византийского; на потолке в симметрическом порядке расположены латинские надписи, состоящие из названий различных добродетелей, впрочем, специально мужских, как, например: Fоrtitude, т. е. храбрость. Это заметно также и по иконостасу, деревянному и довольно неуклюже приделанному к стенам"

К слову, Браиловский монастырь, еще в свою католическую бытность славился своими фресками, автором которых является австрийский художник Йозеф Прахтль.

Причем эти фрески еще можно было созерцать воочию 20 лет назад! Более того, в 1995 году винницким архитектором Сергеем Царенко даже был предложен проект реставрации фресок! Однако у церкви на это денег не нашлось, и все фрески были уничтожены в следствии "ремонта"...

Хорошо хоть проектная работа Сергея Царенко дает представление о бывшем убранстве монастыря.

32.

Ныне в монастыре находится чудотворный образ -- браиловская ченстоховская икона Божией Матери.
Считается, что этой иконе удалось пережить все передряги советских религиозных гонений и невредимой вернуться обратно в храм. Однако в сравнении со старинной фотографией видим, что на самом деле, это разные иконы...

33.

Кроме того, до революции в монастыре находилась еще один чудодейный образ -- «Браилово-Почаевская» икона Пресвятой Богородицы.
К сожалению, оригинальная икона сгинула во времена "советов", теперь же в храме размещена её копия.

34.

С монастырской колокольни сто лет назад открывалась вот такая панорама Браилова.
Из-за правого края фотографии выглядывает серое здание синагоги. Дальше за ней виднеется Петропавловская церковь.

35.

Современной фотографии с высоты колокольни у меня нет, поэтому дам взамен взгляд из-под крыла "кукрузника".

36.

Из-за забора швейной фабрики выглядывает здание синагоги.

37.

На территорию фабрики попасть проблематично, ведь она охраняется намного лучше государственной границы. Но даже если вам и не удастся попасть за забор, то знайте, что со двора синагога выглядит так.

38.

На месте бывшей еврейской застройки ныне разбили сквер. Правда с деревьями у сквера серьезные проблемы...

39.

Петропавловской церкви современные горе-зодчие приделали позолоченное непойми-что вместо куполов. Вернитесь назад к фотографии №34, где виден храм в первозданном виде, и почувствуйте разницу!

40.

Речку Ров подпирает могучая плотина мельницы-электростанции.
Некогда, Петр Ильич любил начинать отсюда пешею прогулку к излюбленному месту отдыха - к Скале во Владимирском лесу.

41.

За мельницей-электростанцией виднеются руины еще одной мельницы.

42.

До "Скалы Чайковского" я все никак не могу добраться, замещая её безымянными скалами возле мельниц.

43.

Кстати, в Браилове можно измерять время в гусях - чем ближе к вечеру, тем больше на реке гусей :)

Но мы засиживаться допоздна не будем, и вернемся обратно в местечко.
44.

Не верь глазам своим! Домик под черепицей - это еще не монастырь :)

45.

Еще одна духовная святыня Браилова -- "Червона церква", как её называют местные жители.
Официально церковь называется храмом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

46.

Вблизи церковь выглядит значительно интересней - сочетание камня и красного кирпича очень эффектно!

47.

А вновь отстроенная колокольня выглядит чужеродно и тяжеловесно.

48.

Возле автобусной остановки "сахзавод" в старинном здании разместился интересный магазинчик.

49.

Через дорогу от магазина утопает в зелени руина мельницы.

50.

Внизу под дамбой все еще клокочет вода, желая вращать лопасти водяной турбины.

51.

Мозаичную остановку с рыбками тоже пора вносить в списки достопримечательностей.

52.

По остаткам стен можно проникнуть в середину мельницы.

53.

С некоторых ракурсов мельницу можно воспринять за романтичные руины средневекового замка :)

54.

Чуть поодаль спряталась еще одна мельница.

55.

Возле мельниц раскинулся огромный пруд, за которым виднеется соседнее село Сёмаки.
Кстати, в Сёмаках находился один из фольварков Надежды фон Мекк, в котором также довелось гостить Петру Чайковскому. И одни из самых ярких воспоминаний великого композитора связаны именно с купанием в этих водах:

"Кстати о речке. Я не могу достаточно нахвалиться здешним купаньем, и если б я не боялся переступить должную меру, то, кажется, купался бы пять раз в день. Ограничиваюсь двумя купаньями: одно утром прямо с постели, другое перед обедом

Купальней, как и всем остальным, я не только доволен. но совершенно восхищен. Она так кокетлива и мила! Размеры ее более чем достаточны. Я умею хорошо плавать, и простора на реке много, а для одевания ничего большего и лучшего нельзя придумать"


56.

Старинный дом на берегу озера - вероятно жилище для работников сахарного завода, который расположен неподалеку.

57.

А вот и сам завод проглядывает из-за зарослей за рекой.

"Такого грандиозного завода я еще никогда не видал.

К счастью моему, завод еще работает: производится переварка. В то время как, разинувши рот, я стоял внизу, любуясь на две бывшие в ходу главные машины, ко мне подошел джентльмен, отрекомендовавшийся директором завода. Я именно этого побаивался, но, когда из уст его вылетело слово “гpаф”, я совсем сконфузился.

Этот граф был чрезвычайно любезен и чрезвычайно обязательно показал мне завод во всех подробностях, объясняя значение каждой машины и каждого аппарата. Граф сказал мне, что заводу предстоит блестящее будущее и что доходы будут очень велики. Граф сообщил мне, что в прошлом году завод дал Вам совершенно чистого дохода 86 тысяч."


58.

К сожалению, попасть на завод так просто, как это удалось Чайковском, теперь не получится. Зато можно вволю побродить по реке возле завода. В жару это непередаваемый кайф!

59.

А если не постесняться раздеться до плавок, то можно занять козырное место - кресло с гидромассажем :)

И нежась в быстрых прохладных водах, не удержусь, чтобы не процитировать Петра Ильича напоследок:

С каждой минутой, приближающей меня к отъезду, я все больше и больше сознаю всю неописанную прелесть Браилова и той жизни, которую я здесь вел. Точно будто я надолго расстаюсь с дорогим и близким человеком.

В заключение опять не могу не поблагодарить Вас за наслаждения, которые доставляет мне Браилов. Я -- один из людей, которые очень нечасто могут сказать про себя в данную минуту: я счастлив. Здесь я могу это сказать: да, я счастлив dans toute la force du terme [в полном смысле слова].

До свиданья, милый, горячо и нежно любимый друг.




P.S.: В тексте использованы фотографии со следующих источников:
Фото №1 - Белорусский железнодорожный сайт railwayz.info
Фото №9, №32, №33 - книга Игнатия Лотоцкого "Виннице-Браиловский женский монастырь и его святыни"
Фото №14 - акварель Наполеона Орды из Национального музея в Кракове
Фото №15 - Литография по рисунку В.Замараева "Tygodnik Ilustrowany" за 18.06.1887
Фото №17 - открытка из собраний Национальной электронной библиотеки Польши
Фото №19 - Польский портал культуры www.o.pl
Фото №20 - Baza fotografii zabytków polskich na Ukrainie
Фото №27, №29, №32, №33 - сайт Винницкой епархии УПЦ
Фото №31 - сайт Упраління містобудування та архітектури Вінницької ОДА
Фото №34 - книга Стефана Таранушенко "Пам'ятки архітектури Подільської губернії"
Фото № 35, №37 - сайт www.brailov.com

Tags: Вінницька обл., Поділля, краЯМИ, культура, подоРОЖІ
Subscribe

  • З місця в кар'єр...

    Кажеш: "Це точно востаннє. З мене вже досить. Харé! Вдруге квиток на Титанік ніхто не бере. Годі із мене цих траблів. Маю імунний бар'єр..." Але на…

  • Зазеркалье

    Постарайся запомнить эти простые слова: Вход в зазеркалье -- доллар, а выход -- два. Ты не сможешь там жить, не запачкав при этом мундир. Objects in…

  • Баракуда

    Не заходь далеко у воду, не запливай на серЕдину течії, бо річкова прохолода зАвжди є небезпечною. Втрапиш в халепу, як не крути: русалки й…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • З місця в кар'єр...

    Кажеш: "Це точно востаннє. З мене вже досить. Харé! Вдруге квиток на Титанік ніхто не бере. Годі із мене цих траблів. Маю імунний бар'єр..." Але на…

  • Зазеркалье

    Постарайся запомнить эти простые слова: Вход в зазеркалье -- доллар, а выход -- два. Ты не сможешь там жить, не запачкав при этом мундир. Objects in…

  • Баракуда

    Не заходь далеко у воду, не запливай на серЕдину течії, бо річкова прохолода зАвжди є небезпечною. Втрапиш в халепу, як не крути: русалки й…